Профилактическая
программа Защити себя от насилия.
Автор: социальный
педагог Саренко Василий Андреевич
Адресность: программа направлена на помощь
учащимся из семей социального риска.
Актуальность: С каждым годом возрастает число
неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Это
семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей. Наряду
с общим сокращением рождаемости растет число детей,
рожденных вне брака. В сложной социально-психологической
ситуации оказываются также дети в семьях на грани
развода. В результате в неблагополучных семьях «степень»
невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских
учреждениях интернатного типа.
Нарушение психологической связи между ребенком и
родителями приводит к уходу детей из семьи, их
невротизации, суицидам, росту безнадзорности детей и
влияет на криминализацию подростковой среды.
Анализ психолого-педагогических причин семейного
неблагополучия позволяет отметить нарастание отчуждения
между детьми и родителями.
Долгие годы в нашей стране теоретически и практически
утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого
государством) воспитания над семейным. Поэтому многие
родители считали и продолжают считать, что их главная
задача — обеспечить содержание ребенка в семье, создать
ему условия, а его воспитание — дело школы и других
учебно-воспитательных учреждений.
Рост насилия над детьми в семье имеет множество форм —
от эмоционального и морального давления до применения
физической силы. Самая неприглядная сторона в семейных
отношениях — физическая расправа над ребенком. От
произвола родителей страдает ежегодно около 2 млн детей
в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2
тыс. кончают жизнь самоубийством.
Научно-концептуальная основа: Семья социального
риска — семья, имеющая трудноразрешимые проблемы,
ограничивающие ее возможности в создании благоприятных
условий для жизни и полноценного развития всех ее
членов. Семья социального риска может быть названа
социально незащищенной, так как ограничены ее
возможности в получении от государства, общества помощи
в решении семьей проблем, актуальных для выполнения ею
основных гуманитарных и социальных функций.
Правовая основа: в России основными
законодательными актами, обеспечивающими защиту прав
детей, является Семейный кодекс, 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка», 120-ФЗ «О профилактике
безнадзорности, беспризорности и правонарушениях
несовершеннолетних», 195-ФЗ «Об основах социального
обслуживания населения в РФ» и др. Перечисленные законы
создают правовую основу системы государственной защиты
детства и, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка
(ратифицированная в 1990), предусматривают как
совокупность норм, гарантирующих соблюдение прав детей,
так и создание особых структур, функцией которых
является защита прав детей. Это органы опеки и
попечительства, службы и учреждения различных ведомств.
Цель:
ü
помочь учащимся из семей социального
риска защитить себя от насилия и жестокого
обращения со стороны родителей.
Задачи:
ü
содействие формированию у
несовершеннолетних здорового образа жизни;
ü
воспитание отрицательного отношения
у учащихся к вредным привычкам;
ü
формирование основ правовых
знаний;
ü
развитие толерантного отношения
подавляющего собственную агрессию.
Содержание работы:
Социальные проблемы
Наиболее острые социальные проблемы современной семьи
обусловлены сегодня рядом факторов:
— резким социально-экономическим расслоением общества,
— постоянным дефицитом в области государственного
финансирования бюджетной сферы,
— ростом скрытой и явной безработицы,
— нарастанием вынужденной миграции населения из-за
различных чрезвычайных ситуаций. Сложилось острое
противоречие между необходимостью обеспечить нормальную
жизнедеятельность, развитие и воспитание каждого ребенка
и неадекватными экономическими возможностями большинства
семей.
Об остроте социальных проблем современной семьи в
изменяющемся российском обществе главным образом
свидетельствуют:
— сознательное ограничение числа детей в семье,
— увеличение числа неполных семей,
— рост числа разводов и нестабильных браков,
— ухудшение физического и психического здоровья детей.
Интенсивно снижается уровень материального
благосостояния семьи.
В труднейших материальных условиях находятся:
— большинство матерей-одиночек,
— семьи с детьми-инвалидами, с родителями-инвалидами,
— многодетные семьи,
— семьи с малолетними (до 3 лет) детьми,
— семьи беженцев и вынужденных переселенцев,
— семьи безработных с несовершеннолетними детьми.
Работа с педагогами:
1.
Беседы специалиста из Центра социальной
помощи населению с классными руководителями по
теме «Агрессивность».
2.
Работа библиотекаря.
3.
Работа социального педагога.
4.
Работа совета учреждения.
5.
Педсоветы.
Работа с родителями:
1. Конференция с родителями (о внесении в Устав
школы изменений, связанных с реализацией
профилактиктической программы «Защити себя от
насилия»).
2. Родительские собрания по теме «Агрессивность».
3. Собрания по группам.
4. Индивидуальная работа (с привлечением узких
специалистов).
5. Уроки в «семейных гнездах».
6. Привлечение родителей к проведению школьных
тематических и спортивно-массовых мероприятий.
7. Родительские уроки.
8. Круглый стол «Учителя - родители - дети»
Работа с детьми:
1. Классные часы с правовой тематикой с учетом
возрастных особенностей детей.
2. Обсуждение проблемы насилия в
школьно-поселковой газете.
3. Ролевые игры с учетом возраста по
соответствующей тематике.
4. Беседы с детьми из группы риска (индивидуальная
работа специалиста).
5. Уроки по этике и психологии семейных
отношений.
6. Литературные вечера.
7. Уроки обществознания по теме «Семья и
отношения в семье».
8. Семейные уроки в «семейных гнездах».
9. Диагностика уровня агрессивности.
Причины.
Из всей совокупности причин и факторов, вызывающих
семейное неблагополучие, определяющими являются
субъективные факторы и причины психолого-педагогического
свойства, т. е. нарушения во внутрисемейных отношениях и
дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, важны
в первую очередь не состав и структура семьи, не уровень
ее материального благополучия, а ее психологический
климат.
Для сохранения естественных семейных условий жизни и
развития детей, снижения социального сиротства и
жестокого обращения необходимо принять ряд
первоочередных мер, направленных на:
— упрочение родительской ответственности за создание
благоприятных условий для развития и воспитания детей в
семье;
— государственную поддержку социально незащищенной
семьи;
— создание государственной системы служб сопровождения
социально незащищенных семей;
— формирование общественных
отношений, признания как социальной нормы благополучной
семьи, создающей все необходимые условия для жизни и
развития детей в естественных условиях семейного
воспитания
По данным психолого-педагогических и социологических
исследований причиной возникшего кризиса является
ухудшение социально-политических и экономических условий
в стране, утрата традиций семейного воспитания,
складывавшихся веками и впитавших тысячелетний опыт
русской национальной культуры.
Проникновение насилия в жизнь семьи ведет к унижению
человеческого достоинства и, в конечном счете,
уничтожению личности ребенка, к разрушению нравственных,
духовных основ семейного воспитания, к росту детской
безнадзорности, беспризорности, вовлечению
несовершеннолетних в криминальную деятельность, к росту
числа психически нездоровых детей. Статистика
показывает, что дети подвергаются насилию не только в
неблагополучных семьях маргиналов, но и в семьях, где
есть оба родителя, где семья имеет достаточное
материальное обеспечение.
Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье
являются нежеланные, болезненные, с хроническими
заболеваниями дети. Чаще всего жертвами физического
насилия со стороны родителей становятся дети от 12 до 17
лет. Ситуация ухудшается с возрастом детей, достигая
пика для
15—17-летних (14,2 случая на 1000). Тот же показатель
гораздо ниже для дошкольников (6,3 на 1000). В то же
время случаи плохого ухода и пренебрежение со
стороны родителей, напротив, чаще фиксируются в младшей
возрастной группе (23 % случаев касаются детей от
рождения до двух лет).
Профилактическая
деятельность:
Сущность педагогической профилактики насилия над детьми
в семье заключается в совокупности предохранительных
действий, направленных на помощь и поддержку детей в
ситуации духовного кризиса семейного воспитания.
Задачами педагогической профилактики являются осмысление
педагогами, родителями и детьми феномена семейного
насилия, его причин и последствий; гармонизация
отношений родителей и детей; сотрудничество семьи, школы
и общественных организаций.
Педагогическую профилактику целесообразно осуществлять
по трем направлениям:
1.Психолого-педагогическое просвещение родителей.
2.Поддержка и помощь семье в ситуации духовного кризиса.
3.Ориентация деятельности школы на формирование у детей
и подростков системы нравственных ценностей.
Педагогическая профилактика семейного насилия
предусматривает следующие способы реализации:
—
повышение духовного уровня педагогов,
родителей и детей; взаимодействие семьи, школы,
общественных организаций,
—
создание системы просветительской работы
(лекции, семинары, родительские собрания, лагеря отдыха
и клубы для родителей и детей и т. п.),
—
деятельность реабилитационных центров для
детей и родителей.
Логика построения:
1.Обоснование проблемы.
2. Выявление причин агрессивного
поведения.
3. Профилактическая работа с
семьями социального риска.
4. Результаты.
Ожидаемый результат:
-
снижение агрессивности в семьях социального риска.
Сроки
реализации: 3 года.
Критерии эффективности:
повторная
диагностика по итогам реализации программы снижение
агрессивности детей
|