Добро пожаловать на сайт учителей муниципального образовательного учреждения Изумруднинская средняя общеобразовательная школа!

 

08 февраля 2010 г.

Меню сайта

   
Главная
  Главная страница сайта
Новости
  Новостная лента сайта
Учителям предметникам
   
Классным руководителям
   
Ученикам
   
Родителям
   
Фотогаллерея
   

 

 

Профилактическая программа Защити себя от насилия.

Автор: социальный педагог Саренко Василий Андреевич

Адресность:  программа  направлена  на  помощь  учащимся    из  семей  социального  риска.

Актуальность:  С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей. Наряду с общим сокращением рождаемости растет число детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях на грани развода. В результате в неблагополучных семьях «степень» невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.

Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидам, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Анализ психолого-педагогических причин семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями.

Долгие годы в нашей стране теоретически и практически утверждался приоритет общественного (обеспечиваемого государством) воспитания над семейным. Поэтому многие родители считали и продолжают считать, что их главная задача — обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия, а его воспитание — дело школы и других учебно-воспитательных учреждений.

Рост насилия над детьми в семье имеет множество форм — от эмоционального и морального давления до применения физической силы. Самая неприглядная сторона в семейных отношениях — физическая расправа над ребенком. От произвола родителей страдает ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством.

Научно-концептуальная   основа: Семья социального риска — семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов. Семья социального риска может быть названа социально незащищенной, так как ограничены ее возможности в получении от государства, общества помощи в решении семьей проблем, актуальных для выполнения ею основных гуманитарных и социальных функций.

Правовая  основа: в  России основными законодательными актами, обеспечивающими защиту прав детей, является Семейный кодекс, 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», 120-ФЗ «О профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушениях несовершеннолетних», 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др. Перечисленные законы создают правовую основу системы государственной защиты детства и, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка (ратифицированная в 1990), предусматривают как совокупность норм, гарантирующих соблюдение прав детей, так и создание особых структур, функцией которых является защита прав детей. Это органы опеки и попечительства, службы и учреждения различных ведомств.

 Цель: 

ü  помочь  учащимся  из  семей  социального  риска  защитить  себя  от  насилия   и  жестокого  обращения  со   стороны  родителей.

 Задачи: 

ü  содействие  формированию у несовершеннолетних  здорового образа  жизни;

ü  воспитание отрицательного отношения у учащихся к  вредным  привычкам;

ü  формирование  основ  правовых  знаний;

ü  развитие  толерантного  отношения  подавляющего  собственную  агрессию.

Содержание  работы:

 Социальные проблемы

Наиболее острые социальные проблемы современной семьи обусловлены сегодня рядом факторов:

— резким социально-экономическим расслоением общества,

— постоянным дефицитом в области государственного финансирования бюджетной сферы,

— ростом скрытой и явной безработицы,

— нарастанием вынужденной миграции населения из-за различных чрезвычайных ситуаций. Сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность, развитие и воспитание каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей.

 Об остроте социальных проблем современной семьи в изменяющемся российском обществе главным образом свидетельствуют:

— сознательное ограничение числа детей в семье,

— увеличение числа неполных семей,

— рост числа разводов и нестабильных браков,

— ухудшение физического и психического здоровья детей.

Интенсивно снижается уровень материального благосостояния семьи.

В труднейших материальных условиях находятся:

— большинство матерей-одиночек,

— семьи с детьми-инвалидами, с родителями-инвалидами,

— многодетные семьи,

— семьи с малолетними (до 3 лет) детьми,

— семьи беженцев и вынужденных переселенцев,

— семьи безработных с несовершеннолетними детьми.

Работа  с  педагогами:

1.          Беседы  специалиста  из  Центра  социальной  помощи  населению  с  классными  руководителями  по  теме  «Агрессивность».

2.          Работа  библиотекаря.

3.          Работа  социального  педагога.

4.          Работа  совета  учреждения.

5.          Педсоветы.

 Работа  с  родителями:

1.  Конференция с  родителями  (о  внесении  в  Устав  школы  изменений,   связанных  с  реализацией  профилактиктической  программы  «Защити  себя  от  насилия»).

2.  Родительские  собрания  по  теме  «Агрессивность».

3.  Собрания  по  группам.

4.  Индивидуальная  работа  (с  привлечением  узких  специалистов).

5.  Уроки  в  «семейных  гнездах».

6.  Привлечение  родителей  к  проведению  школьных  тематических и спортивно-массовых мероприятий.

7.  Родительские  уроки.

8.  Круглый  стол  «Учителя -  родители  -  дети»

 Работа  с  детьми:

1. Классные  часы с  правовой  тематикой  с   учетом  возрастных  особенностей  детей.

2.  Обсуждение  проблемы  насилия  в  школьно-поселковой  газете.

3.  Ролевые  игры  с  учетом  возраста  по  соответствующей  тематике.

4. Беседы  с  детьми  из  группы  риска (индивидуальная  работа  специалиста).

5.  Уроки  по  этике  и  психологии  семейных  отношений.

6. Литературные  вечера.

7.  Уроки  обществознания  по  теме  «Семья  и  отношения  в  семье».

8.  Семейные  уроки  в  «семейных  гнездах».

9.  Диагностика  уровня  агрессивности.

Причины.

Из всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, т. е. нарушения во внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, важны в первую очередь не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а ее психологический климат.

Для сохранения естественных семейных условий жизни и развития детей, снижения социального сиротства и жестокого обращения необходимо принять ряд первоочередных мер, направленных на:

— упрочение родительской ответственности за создание благоприятных условий для развития и воспитания детей в семье;

— государственную поддержку социально незащищенной семьи;

— создание государственной системы служб сопровождения социально незащищенных семей;

— формирование общественных отношений, признания как социальной нормы благополучной семьи, создающей все необходимые условия для жизни и развития детей в естественных условиях семейного воспитания

По данным психолого-педагогических и социологических исследований причиной возникшего кризиса является ухудшение социально-политических и экономических условий в стране, утрата традиций семейного воспитания, складывавшихся веками и впитавших тысячелетний опыт русской национальной культуры.

Проникновение насилия в жизнь семьи ведет к унижению человеческого достоинства и, в конечном счете, уничтожению личности ребенка, к разрушению нравственных, духовных основ семейного воспитания, к росту детской безнадзорности, беспризорности, вовлечению несовершеннолетних в криминальную деятельность, к росту числа психически нездоровых детей. Статистика показывает, что дети подвергаются насилию не только в неблагополучных семьях маргиналов, но и в семьях, где есть оба родителя, где семья имеет достаточное материальное обеспечение.

Потенциальными жертвами жестокого обращения в семье являются нежеланные, болезненные, с хроническими заболеваниями дети. Чаще всего жертвами физического насилия со стороны родителей становятся дети от 12 до 17 лет. Ситуация ухудшается с возрастом детей, достигая пика для 15—17-летних (14,2 случая на 1000). Тот же показатель гораздо ниже для дошкольников (6,3 на 1000). В то же время случаи плохого ухода и пренебрежение со стороны родителей, напротив, чаще фиксируются в младшей возрастной группе (23 % случаев касаются детей от рождения до двух лет).  

Профилактическая  деятельность:

Сущность педагогической профилактики насилия над детьми в семье заключается в совокупности предохранительных действий, направленных на помощь и поддержку детей в ситуации духовного кризиса семейного воспитания. Задачами педагогической профилактики являются осмысление педагогами, родителями и детьми феномена семейного насилия, его причин и последствий; гармонизация отношений родителей и детей; сотрудничество семьи, школы и общественных организаций.

Педагогическую профилактику целесообразно осуществлять по трем направлениям:

1.Психолого-педагогическое просвещение родителей.

2.Поддержка и помощь семье в ситуации духовного кризиса.

3.Ориентация деятельности школы на формирование у детей и подростков системы нравственных ценностей.

Педагогическая профилактика семейного насилия предусматривает следующие способы реализации:

повышение духовного уровня педагогов, родителей и детей; взаимодействие семьи, школы, общественных организаций,

создание системы просветительской работы (лекции, семинары, родительские собрания, лагеря отдыха и клубы для родителей и детей и т. п.),

деятельность реабилитационных центров для детей и родителей.

 Логика  построения:

1.Обоснование  проблемы.

2.  Выявление  причин агрессивного  поведения.

3.  Профилактическая  работа  с семьями  социального  риска.

4.  Результаты.

 Ожидаемый  результат:

-  снижение  агрессивности  в  семьях  социального  риска.

Сроки  реализации:  3  года.

Критерии  эффективности:

повторная диагностика по итогам реализации программы снижение  агрессивности  детей

 

 

Hosted by uCoz