Добро пожаловать на сайт учителей муниципального образовательного учреждения Изумруднинская средняя общеобразовательная школа!

 

08 февраля 2010 г.

Меню сайта

   
Главная
  Главная страница сайта
Новости
  Новостная лента сайта
Учителям предметникам
   
Классным руководителям
   
Ученикам
   
Родителям
   
Фотогаллерея
   

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Природный комплекс.

Автор: Якимчук Татьяна Васильевна, учитель географии.

Цели урока:

 Учебная – сформировать элементарное представление о природном комплексе как закономерном сочетании компонентов природы, составляющих одно целое- географическую оболочку.

Развивающая - развивать умение работы с научно-справочной литературой( учебником , словарем, атласом)

Воспитательная –  способствовать росту познавательной самостоятельности школьников

 Оборудование: учебник, атлас Омской области, словарь С.И.Ожегова, портрет В.И. Вернадского.

 Ход урока:

 I. Организация учащихся на урок.

II. Целеполагание.

Вопрос. Обратите внимание на тему урока на доске и предположите, что сегодня вы должны узнать.

Предполагаемый ответ ученика. Природа- это все, что окружает нас: воздух, вода, растения, животные, почва, горные породы.

Со словом комплекс учащиеся не знакомы,  цель - узнать его смысловое значение и содержание географического термина природный комплекс и многообразие природных комплексов.

 III. Изучение нового материала.

 1. Создание проблемной ситуации на уроке.

1.1Вводная информация

Вопрос. Какие слова близкие по значению к слову комплекс вы знаете?

( Создание психологического  дискомфорта)

1.2 Наводящая информация.

 Какой источник информации вы можете использовать?

( Словарь С.И. Ожегова )

1.3 Дополнительная информация.

Комплекс – это сочетание чего-нибудь .(значение  из словаря )

1.4 Разрешение проблемной ситуации.

В результате ответа школьники приходят к обобщающему выводу.

Природный комплекс- сочетание живой и неживой природы: воздуха, воды, растений , животных, почв, горных пород.

 2 Организация работы с учебником и работы в тетради.

2.1 Соотнесение наработанной информации с определением ПК в учебнике и составление схемы ПК  в тетради и на доске.

 

 2.2   Решение проблемной задачи.

- Вводная информация

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи. Огражденные от них расплодились мыши. Они погубили молодые насаждения.

Вопрос. Почему расплодились мыши , от которых погибли растения?

 -Поиск путей решения проблемы, применение известных способов действия.

Предполагаемый ответ. Барсуки и ежи – хищники, они питаются мясом других животных,  (мышами) и регулируют их численность.

 -Нахождение решения.

В этом природном комплексе нарушено сочетание компонентов.

Вопрос. Как можно показать связь между компонентами ПК на схеме? ( Учащиеся устанавливают связи между компонентами, приводят свои примеры, показывают на схеме стрелками)

 

2.3 Составление  опорного конспекта в тетради ( источник знаний - атлас Омской области)

Название пк

растения

животные

1

Водоем

 

 

2

Луг

 

 

3

Лес хвойный

 

 

 Предполагаемый вывод учащихся по  О.К. Природные комплексы разнообразны и неповторимы.

2.4 Рассказ учителя.

Все компоненты природы взаимодействуют и образуют  единую оболочку, которая называется географической. Географическая оболочка самый большой природный комплекс. Ее составляют оболочки Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Условия в географической оболочке оказались благоприятными для развития жизни. Появившиеся в ней миллиарды лет назад организмы начали развиваться и быстро распространяться. Они создали «живую» оболочку Земли - биосферу. Учение о биосфере разработал академик Владимир Иванович Вернадский.

 IV Закрепление изученного материала

1.4 Создание игровой ситуации. Найди «белую ворону»

- Сосна,  ель, рысь, карась.( карась из другого ПК - водоема)

-Гидросфера, почва, литосфера, биосфера, атмосфера (почва - компонент)

-Заяц, волк, косуля, олень (волк - хищник)

-Океан, луг, овраг, озеро (океан - крупный ПК)

2.4 Выполнение вопросов и  заданий после текста параграфа.( 1,3,5 )

 V Домашнее задание:

1 уровень: знать, что обозначают  географические термины ПК, географическая оболочка, биосфера, уметь приводить примеры разнообразных ПК

2 уровень : приведите примеры того , как  в результате изменения одного компонента меняется весь природный комплекс

3 уровень: докажите, что Мировой круговорот воды связывает компоненты географической оболочки.

 VI Итог урока (рефлексия)

 

 
Hosted by uCoz