Тема урока: Природный
комплекс.
Автор: Якимчук Татьяна Васильевна, учитель географии.
Цели урока:
Учебная – сформировать
элементарное представление о природном комплексе как
закономерном сочетании компонентов природы, составляющих
одно целое- географическую оболочку.
Развивающая - развивать умение
работы с научно-справочной литературой( учебником ,
словарем, атласом)
Воспитательная – способствовать
росту познавательной самостоятельности школьников
Оборудование: учебник, атлас
Омской области, словарь С.И.Ожегова, портрет В.И.
Вернадского.
Ход урока:
I.
Организация учащихся на урок.
II.
Целеполагание.
Вопрос. Обратите внимание на тему
урока на доске и предположите, что сегодня вы должны
узнать.
Предполагаемый ответ ученика.
Природа- это все, что окружает нас: воздух, вода,
растения, животные, почва, горные породы.
Со словом комплекс учащиеся не
знакомы, цель - узнать его смысловое значение и
содержание географического термина природный комплекс и
многообразие природных комплексов.
III.
Изучение нового материала.
1.
Создание проблемной ситуации на уроке.
1.1Вводная информация
Вопрос. Какие слова близкие по
значению к слову комплекс вы знаете?
( Создание психологического
дискомфорта)
1.2 Наводящая информация.
Какой источник информации вы
можете использовать?
( Словарь С.И. Ожегова )
1.3 Дополнительная информация.
Комплекс – это сочетание
чего-нибудь .(значение из словаря )
1.4 Разрешение проблемной ситуации.
В результате ответа школьники
приходят к обобщающему выводу.
Природный комплекс- сочетание живой
и неживой природы: воздуха, воды, растений , животных,
почв, горных пород.
2 Организация работы с
учебником и работы в тетради.
2.1 Соотнесение наработанной
информации с определением ПК в учебнике и составление
схемы ПК в тетради и на доске.
2.2 Решение проблемной
задачи.
- Вводная информация
Для защиты от зайцев посадки
обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не
могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи.
Огражденные от них расплодились мыши. Они погубили
молодые насаждения.
Вопрос. Почему расплодились мыши ,
от которых погибли растения?
-Поиск путей решения проблемы,
применение известных способов действия.
Предполагаемый ответ. Барсуки и ежи
– хищники, они питаются мясом других животных, (мышами)
и регулируют их численность.
-Нахождение решения.
В этом природном комплексе нарушено
сочетание компонентов.
Вопрос. Как можно показать связь
между компонентами ПК на схеме? ( Учащиеся устанавливают
связи между компонентами, приводят свои примеры,
показывают на схеме стрелками)
2.3 Составление опорного
конспекта в тетради ( источник знаний - атлас Омской
области)
№ |
Название пк |
растения |
животные |
1 |
Водоем |
|
|
2 |
Луг |
|
|
3 |
Лес хвойный |
|
|
Предполагаемый вывод учащихся по
О.К. Природные комплексы разнообразны и неповторимы.
2.4 Рассказ учителя.
Все компоненты природы
взаимодействуют и образуют единую оболочку, которая
называется географической. Географическая оболочка самый
большой природный комплекс. Ее составляют оболочки
Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Условия в
географической оболочке оказались благоприятными для
развития жизни. Появившиеся в ней миллиарды лет назад
организмы начали развиваться и быстро распространяться.
Они создали «живую» оболочку Земли - биосферу. Учение о
биосфере разработал академик Владимир Иванович
Вернадский.
IV
Закрепление изученного материала
1.4 Создание игровой ситуации.
Найди «белую ворону»
- Сосна, ель, рысь, карась.(
карась из другого ПК - водоема)
-Гидросфера, почва, литосфера,
биосфера, атмосфера (почва - компонент)
-Заяц, волк, косуля, олень (волк -
хищник)
-Океан, луг, овраг, озеро (океан -
крупный ПК)
2.4 Выполнение вопросов и заданий
после текста параграфа.( 1,3,5 )
V
Домашнее задание:
1 уровень: знать, что обозначают
географические термины ПК, географическая оболочка,
биосфера, уметь приводить примеры разнообразных ПК
2 уровень : приведите примеры того
, как в результате изменения одного компонента меняется
весь природный комплекс
3 уровень: докажите, что Мировой
круговорот воды связывает компоненты географической
оболочки.
VI
Итог урока (рефлексия)
|