Добро пожаловать на сайт учителей муниципального образовательного учреждения Изумруднинская средняя общеобразовательная школа!

 

08 февраля 2010 г.

Меню сайта

   
Главная
  Главная страница сайта
Новости
  Новостная лента сайта
Учителям предметникам
   
Классным руководителям
   
Ученикам
   
Родителям
   
Фотогаллерея
   

 

 

Методика составления развивающих заданий.

Автор: Гержова Татьяна Александровна – учитель истории и обществознания МОУ «Изумруднинская СОШ», Нововаршавского района, Омской области.

Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в определённой системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные.
Основная проблема в том, что в готовом виде развивающие задания представлены в методической литературе скудно, либо не соответствуют поставленным целям урока. Поэтому, составлять задания стала сама. То, что удалось наработать в методическом плане, является содержанием этого проекта.
Специфичность моего предмета в том, что именно в истории ярче прослеживаются причинно-следственные связи, они нагляднее и, по-моему, более доступны в понимании ученикам. Поэтому практически каждая историческая тема может служить базой для составления развивающих заданий. Но я уверена, что механизм составления развивающих заданий будет полезен и не историку.
Использование развивающих заданий способствует целостному восприятию учащимися изучаемых событий и фактов, формирует систему знаний по предмету. Развивающие задания бывают задачными и проблемными. Методика составления задачных и проблемных заданий вошла в содержание двух этапов проекта.

Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас стать участниками моего проекта. Здесь Вы приобретёте полезные методические навыки, которые будут способствовать повышению эффективности Ваших уроков.

Цель проекта: Совершенствование методики преподавания учебного предмета.

Задачи:
1. Развивать умение составлять задачные задания, опираясь на предоставленный механизм.
2. Развивать умение составлять проблемные задания, опираясь на предоставленный механизм.
3. Способствовать формированию умений и навыков использования полученных знаний в дальнейшей педагогической деятельности.

Структура проекта:
1 этап. Составление задачных заданий (18.01.10 – 25.01.10).
2 этап. Составление проблемных заданий (25.01.10 – 1.02.10).

В проекте лучше работать индивидуально. Продолжительность проекта – 2 недели.

Для регистрации необходимо отправить заявку по адресу: tatyana.gerzhova@yandex.ru по следующей форме:
Я, (фамилия, имя, отчество), действительно желаю участвовать в проекте «Методика составления развивающих заданий». О себе сообщаю следующее: работаю в (название образовательного учреждения), преподаю (название предмета), педагогический стаж, выйду на связь через (номер телефона, адрес почтового ящика).
Заявки можно присылать с 11.01.10 по 18.01.10

Примечание: По окончанию работы Вы не получите сертификата участника государственного образца – сельская школа, учителем которой я являюсь, не имеет таких полномочий. Но зато я охотно делюсь с Вами тем, что легло в основу методики моего преподавания. Надеюсь, что содержание этого проекта поможет значительно облегчить учительский труд и придаст значимость методической работе.

Первый этап
Составление задачных заданий.
Уважаемые коллеги, На первом этапе проекта я предлагаю Вам немного теории и механизм составления задачных заданий.
Задачные задания – это задания с затруднением, предполагающие использование ранее изученного материала с целью выстраивания целостной системы знаний по теме или разделу.
Проблемные задания более сложные и в составлении, и в понимании, поэтому сначала необходимо научиться составлять задачные задания. Для того чтобы составить задачное задание необходимо:
1. Определить педагогический замысел (с какой целью будет дано задание). Например, по теме «Расцвет Римской империи» необходимо задание обобщающего и систематизирующего характера.
2. Простроить теорию в причинно-следственном залоге. Учитывая, что расцвет Римской империи предполагает наивысшее развитие рабовладельческого строя, получается следующая логическая схема:



 

3. Выбрать звено, к которому будет задан вопрос. (Заинтересованность колонов в результатах своего труда).
4. Остальные звенья теории описываются на эмпирическом уровне (это описание является условием задачного задания). Задание и его условие будут звучать следующим образом: Во II веке в Римской империи на землях рабовладельцев трудились в основном рабы, но они не были заинтересованы в результатах своего труда, поэтому наиболее дальновидные землевладельцы разделили свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки окрестным беднякам, которых назвали колонами.
5. Задаётся вопрос: Как вы думаете, почему труд колонов будет более эффективным? Таким образом составляются задачные задания.

Задание: Уважаемый коллега! Попробуйте, используя предложенный механизм, самостоятельно составить задачное задание, соответствующее целям урока, который Вы готовите к проведению. Результатами и впечатлениями поделитесь со мной на форуме сайта проекта: http://pedkopilka.ucoz.ru с 18.01.10 по 25.01.10. Удачи всем!

Второй этап.

Составление проблемных заданий.

Уважаемые коллеги!
Приветствую Вас на втором этапе проекта. Я предлагаю Вам немного теории и механизм составления проблемных заданий.
Проблемные задания – задания с затруднением, предполагающие наличие противоречий, в результате разрешения которых приобретаются новые знания. Проблемные задания предполагают восстановление недостающего элемента теории или получение новых знаний за счёт восстановления взаимосвязей нового материала с ранее изученным в ходе разрешения противоречия. Если взаимосвязи простроены, то противоречие снимается.
Первые два момента методики составления проблемных заданий аналогичны методике составления задачного задания, чтобы их не дублировать, начнём со следующего:
1. Проблемное задание должно содержать три части: факты, теорию, противоречие (два факта, исключающие друг друга).
2. Формулировать задание нужно так, чтобы противоречие проглядывалось в задании. Оно должно быть однообъектно и находиться на одном уровне мышления (абстрактном, конкретном, абстрактно-конкретном и т. д.)
3. При обнаружении противоречия должно быть увидено основание, которое поможет простроить онтологию (видение картины мира).
Проблемное задание по теме «Византия при Юстиниане» можно использовать при объяснении нового материала.
«Одним из сильнейших рабовладельческих государств в древности была Римская империя, которая в 395 году распалась на Западную, находящуюся на равнине и имеющую плодородные земли и Восточную (Византия), расположенную в горах, где мало плодородных земель. Почему, находясь рядом и на одном уровне общественного развития, Западная Римская империя уже в 410 году пала под натиском врагов, а Византия ими завоёвана не была?»
Решение проблемного задания выглядит таким образом:

Вывод: Византия смогла защититься от варваров, потому что на востоке меньше использовался рабский труд и больше развивалась торговля ввиду особенностей географического положения.
При выполнении такого типа заданий у учащихся развивается способность логически мыслить. Учащиеся учатся самостоятельно составлять причинно-следственные схемы, позволяющие целостно представить историческое событие, а не зацикливаться на отдельных запоминающихся фактах. Подобные задания способствуют развитию умения обобщать и систематизировать учебный материал.

Задание: Попытайтесь, полагаясь на знания предложенного механизма и умения по созданию задачных заданий, самостоятельно составить проблемное задание в соответствии с Вашим педагогическим замыслом Результатами и впечатлениями поделитесь со мной на форуме с 25.01.10 по 1.02. 10. Удачи всем!

Hosted by uCoz