Добро пожаловать на сайт учителей муниципального образовательного учреждения Изумруднинская средняя общеобразовательная школа!

 

08 февраля 2010 г.

Меню сайта

   
Главная
  Главная страница сайта
Новости
  Новостная лента сайта
Учителям предметникам
   
Классным руководителям
   
Ученикам
   
Родителям
   
Фотогаллерея
   

 

 

Социальный интерес как один из компонентов актуальности социальной адаптации личности.

Автор: Черненко Надежда Николаевна.

Обоснование актуальности

Социальные свойства личности имеют такой значимый показатель как социальный интерес. Для подростков социальный интерес – это одно из центральных социальных новообразований личности. В поведении личности с устойчивым социальным интересом можно наблюдать высокий уровень готовности исполнения своих возможностей, способностей для оказания поддержки другим людям, готовность поделиться тем, что принадлежит тебе. Для личности с развитым социальным интересом характерно умение показать, что ты понимаешь и ценишь мысли других людей, проявляя стремление работать вместе ради достижения общей цели или общей пользы. Важно сформировать жизненно необходимые качества у ребёнка, чтобы он мог ориентироваться в современных условиях жизни, имел социально адаптированный жизненный уклад.

Социализация личности – это процесс адаптации к условиям и особенностям окружающей действительности. И в этом процессе адаптации школьный музей занимает одно из приоритетных мест и способен оказать неоценимую помощь в развитии социализации личности.

Ведущая педагогическая идея

Особенность школьного музея состоит в том, что он даёт возможность для реализации и социализации учащимся в силу того, что деятельность в школьном музее многоплановая. Школьный музей способен стать центром для успешной социализации учащихся. Именно в этом и состоит приоритетная и значимая роль музея. Какие возможности даёт школьный музей для успешной социализации учащихся?

1.     Учащихся, стремящихся к чему-то новому, необычному, интересному лучше заинтересовать поисковой деятельностью.

2.     Учащихся, склонных к проектно-исследовательской деятельности, можно заинтересовать работой в фонде музея.

3.     Учащихся, коммуникативно способных, с хорошей дикцией, желающих быть в центре внимания необходимо заинтересовать и приближать к экскурсионной и лекционной деятельности.

4.     Учащихся, одарённых творческими способностями, талантливыми в художественно-прикладном искусстве, необходимо заинтересовать оформительской деятельностью.

Школьный музей как основа для самореализации и адаптации в школьном социуме даёт возможность учащимся чувствовать себя по настоящему значимыми в области музееведения, где они способны добиться определённого результата и успеха.

Целеполагание

Целью своей работы я считаю приобщение учащихся к данному виду деятельности, учитывая склонности, способности, индивидуальные умения и навыки через личностно- ориентированный подход в воспитании. Суть в том, чтобы идти от ребёнка к деятельности, от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, опираться на его интеллектуальный потенциал, который необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать её, принимать её, верить в неё, создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, понимать причины детского незнания, непонимания и устранять их, не нанося ущерб достоинству ребёнка – моё педагогическое основополагающее жизнетворчество.

Теоретическое обоснование

Изучая опыт по теме «Возможности школьного музея в процессе социализации и адаптации личности как один из способов включения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность», ссылаюсь на авторское научно-теоретическое обоснование работы Н.А.Агапеевой

(«Меняющийся музей в меняющемся мире», журнал «Юный краевед»)

«Музей в школе – это, прежде всего, результат поисковой и исследовательской работы, которая учит «смотреть вокруг себя», «видеть», учит получать знания из самой жизни» (Н.А.Агапеева, журнал «Юный краевед», авторская научно-теоретическая работа «Меняющийся музей в меняющемся мире», с. 129) и на авторское обоснование работы А.В. Крючкова («Школьный музей: становление и возможности социализации подрастающего поколения», авторская работа)

«Музей в школе – это способ подачи новой информации через самостоятельную, активную, познавательно-исследовательскую деятельность, в которой учащиеся выступают в роли созидателей. Успешность подобной деятельности измеряется уровнем результативности и подготовленности, в определённой степени профессионализмом участников на определённом этапе ведущей деятельности» (А.В. Крючков «Школьный музей: становление и возможности социализации подрастающего поколения», авторская работа, Москва, «Просвещение» 2007 год, Издательство «Научная мысль»)

Используя данный опыт по теме «Возможности школьного музее в процессе социализации и адаптации личности как один из способов включения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность», ведется частичное применение ключевых аспектов данных авторов на практике в поисково-исследовательской деятельности на базе школьного музея.

Н.А.Агапеева в своей работе «Меняющийся музей в меняющемся мире» обосновывает теоретический аспект широких возможностей поисково-исследовательской деятельности на базе школьного музея.

«Именно школьный музей является центром исследовательской активности учащихся, на базе которого учащиеся получают всё многообразие необходимой информации, а также приобщает учащихся к настоящей поисковой исследовательской деятельности не в роли стороннего наблюдателя, а полноправного участника» (Н.А.Агапеева

«Меняющийся музей в меняющемся мире», журнал «Юный краевед», Москва – 2007, Издательство «Просвещение» с.129)

А.В. Крючков в своей работе «Школьный музей: становление и возможности социализации подрастающего поколения» даёт пояснение, обобщая теоретические и практические возможности учащихся, накопленные умения и навыки, учитывая возрастные способности при выполнении определённой ведущей деятельности.

«Пересечение интересов, возможностей, способностей, динамичности развития личности, учитывая одарённость учащихся, творчество и активную жизненную позицию, а также культуру общения детей и взрослых, где происходит саморазвитие ученика, становление его как личности с учётом индивидуальных способностей».

Эти авторы близки мне по сходству целей их исследований с моими. Используя данный опыт работы Н.А. Агапеевой и А.В. Крючкова, буду изучать их опыт и частично применять его в своей деятельности.

Собственно описание опыта

«Памятной книгой человечества» назвал музеи А.В. Луначарский. И с этим нельзя не согласиться, ибо собранные и представленные в них документы и реликвии воссоздают картины прошлого, поддерживают связь времён и поколений. Музейная деятельность и социальная адаптация личности ребёнка неразрывно связаны между собой, поскольку одно взаимодействует с другим, открывая широкое поле деятельности. Философская мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа».

Одна из составляющих процесса воспитания – это формирование и развитие патриотических чувств. Одним из способов формирования и развития патриотизма является поисково-исследовательская деятельность.

Развивать важные умения, навыки и качество новой работы в школьном музее, применять их в различных ситуациях социального окружения, уметь выстраивать свою деятельность параллельно с другими людьми, адаптироваться в школьном и поселенческом социуме, уметь прогнозировать и оценивать свой результат, стремиться к сотрудничеству, строить своё общение в форме субъектно-субъектных отношений с окружающими людьми.

Любовь к малой Родине, развитие интереса к изучению истории родного края, села через практическое участие в работе школьного музея, создание условий для самореализации через конкретные дела патриотической направленности, формирование в сознании и в чувствах ребят уважения к старшему поколению, к традициям, культуре и историческому прошлому своего села – одно из приоритетных условий нравственно-патриотического воспитания. На конкретных примерах при проведении экскурсий и выставок учащиеся приобщаются к истокам памяти села, узнают много нового и интересного о своих односельчанах, что нередко приводит детские души в восторг и восхищение за жителей своего села.

При оформлении экспозиции «Наш ветеран – участник Берлинской операции», посвященной памяти наших односельчан в Великой Отечественной войне, дети узнают, что один из ветеранов войны – Подойкин Пётр Терентьевич – житель нашего села, участник Берлинской операции. И это чувство причастности малой Родины к великой России, чувство гордости осталось непоколебимым в детских сердцах и душах. Особое чувство гордости вызывают у детей реликвии музея и сам музей как хранилище этих реликвий. В нашем музее есть особенные вещи и предметы быта, которые действительно воспроизводят особое чувство гордости за свою малую Родину. Музей имеет комнату, оформленную в духе 50-х годов. Жители смогли сохранить эти вещи. Села в эти годы не было, но эти экспонаты они везли с собой зная, что это важно. Теперь они находятся в нашем музее и составляют огромную ценность. Это и старинная прялка – семейная реликвия, и патефон, и часы с кукушкой, гири которых сделаны в форме еловых шишек, и магнитола 60-х годов, полочки, старинная бытовая утварь. Все это удивляет детей, когда они видят старинные вещи и предметы быта, которые в современном домашнем интерьере отсутствуют, тогда они лучше начинают понимать своих дедушек и бабушек и проявляют огромное уважение к старшему поколению.  В тесной домашней обстановке «за порогом старой квартиры» в школьном музее дети знакомятся с памятью и историческим прошлым родного края.

Работа в школьном музее сопряжена с воспитанием лучших человеческих качеств и нет таких детей, которые побывав в музее, остались бы равнодушными. И обстановка, и конкретные предметы быта, и вещи, и эстетическое оформление – всё это влияет на воспитание у детей лучших качеств характера. Они становятся более воспитанными, организованными и действительно лучше.

Погружение в эпоху, в то время, когда жили люди, как умели трудиться – встреча этих двух эпох и поколений, когда дети видят, то чем дорого и памятно было время, в котором жило старшее поколение, достойно одного – проявления уважения, хранение памяти и чувства гордости за малое и великое.

Описание результатов и критериев результативности

В Книге Отзывов нашего школьного музея хранится немало записей тех, кто его посетил. Вот некоторые из них:

«Удивительно, что в таком молодом селе, сохранены такие старинные вещи. Лично мне 40 лет и многие вещи мне напомнили моё детство. Храните память и знакомьте с историей детей». (Кришкалиус В.О., 1.04.2009 г., марафон «Нововаршавка – Изумрудное»)

«Вот она настоящая музейная педагогика! Уникальное собрание экспонатов, выставки, экспозиции, разнообразие направлений вызывают положительные эмоции». (Бородавко Татьяна 1.04.2009 г., марафон «Нововаршавка – Изумрудное»)

«Выражаем своё уважение создателям музея. Наше прошлое – двигатель будущего! Вы очень много для этого сделали, спасибо вам. (Учащиеся МОУ «Ермаковская СОШ», 10.04.2009 г., «Ученик года»

Результаты моей музейной деятельности наглядно проявляются в Книге Отзывов школьного музея. Эти записи являются критерием эффективности моей деятельности. Считаю, что именно музейная деятельность приобщает детей к культуре, к различным сферам профессионального выбора в области музееведения. Там, где среда создаёт соответствующие задачи, выдвигает новые требования, побуждает, стимулирует ребёнка, развивает его интеллект, мышление, творчество, заложенные в нём с детских лет, в дальнейшем находят свои высшие формы развития и воплощаются в действительности.

«Правильно организовать воспитание в подростковом возрасте – это значит добиться того, чтобы каждый подросток раскрывал себя именно в той деятельности, которая в наибольшей мере соответствует его задаткам» (В.А. Сухомлинский «Книга для учителя», Москва, «Просвещение» - 1989г.)

Указание перспектив развития

Это только начало  моей деятельности в этом направлении, считаю такую деятельность своим жизнетворчеством, где выражается востребованность и результативность. Перспективы развития воплощают в себе дух новизны и переустройства в плане новых идей, которые подразделяются на два больших раздела, отражающие создание различного вида деятельности, направленные на развитие интеллектуального потенциала, коллективно-творческих умений и навыков и организаторских способностей учащихся. Перспективу своей работы на базе школьного музея вижу в том, чтобы каждый ребёнок душой и сердцем прочувствовал тот момент своей сопричастности, когда мог с уверенностью сказать: «Да, я тоже здесь оставил память о себе, своим трудом, творчеством на благо родного села»

 Литература:

Н.А.Крючков «Школьный музей»

Н.А.Агапеева «Меняющийся музей в меняющемся мире»

Т.А.Орешкина «Героико-патриотическое воспитание в школе»

Журнал «Юный краевед»

Журнал «Сельская школа»

Книга Отзывов школьного музея МОУ «Изумруднинская СОШ»

 

Hosted by uCoz