Социальный
интерес как один из компонентов актуальности
социальной адаптации личности.
Автор:
Черненко Надежда Николаевна.
Обоснование актуальности
Социальные свойства личности имеют такой значимый
показатель как социальный интерес. Для подростков
социальный интерес – это одно из центральных социальных
новообразований личности. В поведении личности с
устойчивым социальным интересом можно наблюдать высокий
уровень готовности исполнения своих возможностей,
способностей для оказания поддержки другим людям,
готовность поделиться тем, что принадлежит тебе. Для
личности с развитым социальным интересом характерно
умение показать, что ты понимаешь и ценишь мысли других
людей, проявляя стремление работать вместе ради
достижения общей цели или общей пользы. Важно
сформировать жизненно необходимые качества у ребёнка,
чтобы он мог ориентироваться в современных условиях
жизни, имел социально адаптированный жизненный уклад.
Социализация личности – это процесс адаптации к условиям
и особенностям окружающей действительности. И в этом
процессе адаптации школьный музей занимает одно из
приоритетных мест и способен оказать неоценимую помощь в
развитии социализации личности.
Ведущая педагогическая идея
Особенность школьного музея состоит в том, что он даёт
возможность для реализации и социализации учащимся в
силу того, что деятельность в школьном музее
многоплановая. Школьный музей способен стать центром для
успешной социализации учащихся. Именно в этом и состоит
приоритетная и значимая роль музея. Какие возможности
даёт школьный музей для успешной социализации учащихся?
1.
Учащихся, стремящихся к чему-то новому,
необычному, интересному лучше заинтересовать поисковой
деятельностью.
2.
Учащихся, склонных к проектно-исследовательской
деятельности, можно заинтересовать работой в фонде
музея.
3.
Учащихся, коммуникативно способных, с хорошей
дикцией, желающих быть в центре внимания необходимо
заинтересовать и приближать к экскурсионной и лекционной
деятельности.
4.
Учащихся, одарённых творческими способностями,
талантливыми в художественно-прикладном искусстве,
необходимо заинтересовать оформительской деятельностью.
Школьный музей как основа для самореализации и адаптации
в школьном социуме даёт возможность учащимся чувствовать
себя по настоящему значимыми в области музееведения, где
они способны добиться определённого результата и успеха.
Целеполагание
Целью
своей работы я считаю приобщение учащихся к данному виду
деятельности, учитывая склонности, способности,
индивидуальные умения и навыки через личностно-
ориентированный подход в воспитании. Суть в том, чтобы
идти от ребёнка к деятельности, от тех возможностей,
которыми располагает ребёнок, опираться на его
интеллектуальный потенциал, который необходимо
развивать, совершенствовать, обогащать. Видеть в каждом
ученике уникальную личность, уважать её, понимать её,
принимать её, верить в неё, создавать личности ситуацию
успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности,
понимать причины детского незнания, непонимания и
устранять их, не нанося ущерб достоинству ребёнка – моё
педагогическое основополагающее жизнетворчество.
Теоретическое обоснование
Изучая опыт по теме «Возможности школьного музея в
процессе социализации и адаптации личности как один из
способов включения учащихся в поисково-исследовательскую
деятельность», ссылаюсь на авторское
научно-теоретическое обоснование работы Н.А.Агапеевой
(«Меняющийся музей в меняющемся мире», журнал «Юный
краевед»)
«Музей в школе – это, прежде всего, результат поисковой
и исследовательской работы, которая учит «смотреть
вокруг себя», «видеть», учит получать знания из самой
жизни» (Н.А.Агапеева, журнал «Юный краевед», авторская
научно-теоретическая работа «Меняющийся музей в
меняющемся мире», с. 129)
и на
авторское обоснование работы А.В. Крючкова («Школьный
музей: становление и возможности социализации
подрастающего поколения», авторская работа)
«Музей в школе – это способ подачи новой информации
через самостоятельную, активную,
познавательно-исследовательскую деятельность, в которой
учащиеся выступают в роли созидателей. Успешность
подобной деятельности измеряется уровнем
результативности и подготовленности, в определённой
степени профессионализмом участников на определённом
этапе ведущей деятельности» (А.В. Крючков «Школьный
музей: становление и возможности социализации
подрастающего поколения», авторская работа, Москва,
«Просвещение» 2007 год, Издательство «Научная мысль»)
Используя данный опыт по теме «Возможности школьного
музее в процессе социализации и адаптации личности как
один из способов включения учащихся в
поисково-исследовательскую деятельность», ведется
частичное применение ключевых аспектов данных авторов на
практике в поисково-исследовательской деятельности на
базе школьного музея.
Н.А.Агапеева в своей работе «Меняющийся музей в
меняющемся мире» обосновывает теоретический аспект
широких возможностей поисково-исследовательской
деятельности на базе школьного музея.
«Именно школьный музей является центром
исследовательской активности учащихся, на базе которого
учащиеся получают всё многообразие необходимой
информации, а также приобщает учащихся к настоящей
поисковой исследовательской деятельности не в роли
стороннего наблюдателя, а полноправного участника»
(Н.А.Агапеева
«Меняющийся музей в меняющемся мире», журнал «Юный
краевед», Москва – 2007, Издательство «Просвещение»
с.129)
А.В.
Крючков в своей работе «Школьный музей: становление и
возможности социализации подрастающего поколения» даёт
пояснение, обобщая теоретические и практические
возможности учащихся, накопленные умения и навыки,
учитывая возрастные способности при выполнении
определённой ведущей деятельности.
«Пересечение интересов, возможностей, способностей,
динамичности развития личности, учитывая одарённость
учащихся, творчество и активную жизненную позицию, а
также культуру общения детей и взрослых, где происходит
саморазвитие ученика, становление его как личности с
учётом индивидуальных способностей».
Эти
авторы близки мне по сходству целей их исследований с
моими. Используя данный опыт работы Н.А. Агапеевой и
А.В. Крючкова, буду изучать их опыт и частично применять
его в своей деятельности.
Собственно описание опыта
«Памятной книгой человечества» назвал музеи А.В.
Луначарский. И с этим нельзя не согласиться, ибо
собранные и представленные в них документы и реликвии
воссоздают картины прошлого, поддерживают связь времён и
поколений. Музейная деятельность и социальная адаптация
личности ребёнка неразрывно связаны между собой,
поскольку одно взаимодействует с другим, открывая
широкое поле деятельности. Философская мудрость гласит:
«Без прошлого нет будущего, а будущее – это дети,
которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего
народа».
Одна
из составляющих процесса воспитания – это формирование и
развитие патриотических чувств. Одним из способов
формирования и развития патриотизма является
поисково-исследовательская деятельность.
Развивать важные умения, навыки и качество новой работы
в школьном музее, применять их в различных ситуациях
социального окружения, уметь выстраивать свою
деятельность параллельно с другими людьми,
адаптироваться в школьном и поселенческом социуме, уметь
прогнозировать и оценивать свой результат, стремиться к
сотрудничеству, строить своё общение в форме
субъектно-субъектных отношений с окружающими людьми.
Любовь к малой Родине, развитие интереса к изучению
истории родного края, села через практическое участие в
работе школьного музея, создание условий для
самореализации через конкретные дела патриотической
направленности, формирование в сознании и в чувствах
ребят уважения к старшему поколению, к традициям,
культуре и историческому прошлому своего села – одно из
приоритетных условий нравственно-патриотического
воспитания. На конкретных примерах при проведении
экскурсий и выставок учащиеся приобщаются к истокам
памяти села, узнают много нового и интересного о своих
односельчанах, что нередко приводит детские души в
восторг и восхищение за жителей своего села.
При
оформлении экспозиции «Наш ветеран – участник Берлинской
операции», посвященной памяти наших односельчан в
Великой Отечественной войне, дети узнают, что один из
ветеранов войны – Подойкин Пётр Терентьевич – житель
нашего села, участник Берлинской операции. И это чувство
причастности малой Родины к великой России, чувство
гордости осталось непоколебимым в детских сердцах и
душах. Особое чувство гордости вызывают у детей реликвии
музея и сам музей как хранилище этих реликвий. В нашем
музее есть особенные вещи и предметы быта, которые
действительно воспроизводят особое чувство гордости за
свою малую Родину. Музей имеет комнату, оформленную в
духе 50-х годов. Жители смогли сохранить эти вещи. Села
в эти годы не было, но эти экспонаты они везли с собой
зная, что это важно. Теперь они находятся в нашем музее
и составляют огромную ценность. Это и старинная прялка –
семейная реликвия, и патефон, и часы с кукушкой, гири
которых сделаны в форме еловых шишек, и магнитола 60-х
годов, полочки, старинная бытовая утварь. Все это
удивляет детей, когда они видят старинные вещи и
предметы быта, которые в современном домашнем интерьере
отсутствуют, тогда они лучше начинают понимать своих
дедушек и бабушек и проявляют огромное уважение к
старшему поколению. В тесной домашней обстановке «за
порогом старой квартиры» в школьном музее дети
знакомятся с памятью и историческим прошлым родного
края.
Работа в школьном музее сопряжена с воспитанием лучших
человеческих качеств и нет таких детей, которые побывав
в музее, остались бы равнодушными. И обстановка, и
конкретные предметы быта, и вещи, и эстетическое
оформление – всё это влияет на воспитание у детей лучших
качеств характера. Они становятся более воспитанными,
организованными и действительно лучше.
Погружение в эпоху, в то время, когда жили люди, как
умели трудиться – встреча этих двух эпох и поколений,
когда дети видят, то чем дорого и памятно было время, в
котором жило старшее поколение, достойно одного –
проявления уважения, хранение памяти и чувства гордости
за малое и великое.
Описание результатов и критериев результативности
В
Книге Отзывов нашего школьного музея хранится немало
записей тех, кто его посетил. Вот некоторые из них:
«Удивительно, что в таком молодом селе, сохранены такие
старинные вещи. Лично мне 40 лет и многие вещи мне
напомнили моё детство. Храните память и знакомьте с
историей детей». (Кришкалиус В.О., 1.04.2009 г., марафон
«Нововаршавка – Изумрудное»)
«Вот
она настоящая музейная педагогика! Уникальное собрание
экспонатов, выставки, экспозиции, разнообразие
направлений вызывают положительные эмоции». (Бородавко
Татьяна 1.04.2009 г., марафон «Нововаршавка –
Изумрудное»)
«Выражаем своё уважение создателям музея. Наше прошлое –
двигатель будущего! Вы очень много для этого сделали,
спасибо вам. (Учащиеся МОУ «Ермаковская СОШ», 10.04.2009
г., «Ученик года»
Результаты моей музейной деятельности наглядно
проявляются в Книге Отзывов школьного музея. Эти записи
являются критерием эффективности моей деятельности.
Считаю, что именно музейная деятельность приобщает детей
к культуре, к различным сферам профессионального выбора
в области музееведения. Там, где среда создаёт
соответствующие задачи, выдвигает новые требования,
побуждает, стимулирует ребёнка, развивает его интеллект,
мышление, творчество, заложенные в нём с детских лет, в
дальнейшем находят свои высшие формы развития и
воплощаются в действительности.
«Правильно организовать воспитание в подростковом
возрасте – это значит добиться того, чтобы каждый
подросток раскрывал себя именно в той деятельности,
которая в наибольшей мере соответствует его задаткам»
(В.А. Сухомлинский «Книга для учителя», Москва,
«Просвещение» - 1989г.)
Указание перспектив развития
Это
только начало моей деятельности в этом направлении,
считаю такую деятельность своим жизнетворчеством, где
выражается востребованность и результативность.
Перспективы развития воплощают в себе дух новизны и
переустройства в плане новых идей, которые
подразделяются на два больших раздела, отражающие
создание различного вида деятельности, направленные на
развитие интеллектуального потенциала,
коллективно-творческих умений и навыков и
организаторских способностей учащихся. Перспективу своей
работы на базе школьного музея вижу в том, чтобы каждый
ребёнок душой и сердцем прочувствовал тот момент своей
сопричастности, когда мог с уверенностью сказать: «Да, я
тоже здесь оставил память о себе, своим трудом,
творчеством на благо родного села»
Литература:
Н.А.Крючков «Школьный музей»
Н.А.Агапеева «Меняющийся музей в меняющемся мире»
Т.А.Орешкина «Героико-патриотическое воспитание в школе»
Журнал «Юный краевед»
Журнал «Сельская школа»
Книга
Отзывов школьного музея МОУ «Изумруднинская СОШ»
|